Основы здорового образа жизни, практикум

 

Основы здорового образа жизни

 

 

 практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1

Формирование здорового образа жизни.

Цель:  выявить уровень мотивации студентов на здоровый образ жизни.

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

  •          основные структурные компоненты анкеты;
  •         содержание и методику анкетирования по вопросам здорового образа жизни

уметь:

  •         разрабатывать содержание анкеты для анонимного опроса мотивированности студентов на здоровый образ жизни;
  •          обрабатывать и анализировать результаты анкетирования.

владеть:

  •         методом определения степени и гармоничности физического развития;
  •         определять уровень индивидуального здоровья человека.

 

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомление со структурой анкеты.

2. Разработка анкеты.

3. Анкетирование.

4. Статистическая обработка и обсуждение результатов.

Анкетирование уровня мотивации на здоровый образ жизни

Цель: Ознакомиться с содержанием и методикой анкетирования по вопросам здорового образа жизни.

В 1 – 6 заданиях пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности

1. Факторы, определяющие здоровье:

1.1. экология

1.2. наследственность

1.3. образ жизни

1.4. медицина

2. Жизненные приоритеты:

2.1. учеба

2.2. семья

2.3. интересная работа

2.4. общение

2.5. здоровье

2.6. спорт

2.7. искусство (живопись, музыка и т.д.)

2.8. материальный достаток

2.9. отдых и развлечения

2.10. дружба

2.11. любовь (в общечеловеческим смысле)

2.12. справедливость

3. Получаете информацию о ЗОЖ:

3.1. от друзей

3.2. в семье

3.3. от учителя

3.4. из телепередач

3.5. от врачей

4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

4.1. физическая культура

4.2. закаливание

4.3. гигиена

4.4. режим дня

4.5. рациональное питание

4.6. очистка организма

4.7. полноценный сон

4.8. оздоровительный отдых

4.9. психическое благополучие

4.10. самоконтроль здоровья

4.11. понимание со стороны родителей и взрослых

5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

5.1. алкоголь

5.2. недостаток движений

5.3. курение

5.4. наркотические вещества

5.5. нежелание заниматься своим здоровьем

5.6. неправильное питание

5.7. дефицит времени

5.8. отсутствие интереса к здоровью

5.9. конфликтность

5.10. физическое перенапряжение

5.11. несоблюдение гигиенических требований

5.12. нерациональный режим дня

5.13. телевидение

5.14. неполноценный сон

5.15. избыточный вес

5.16. переедание

6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

6.1. отсутствие интереса

6.2. отсутствие условий

6.3. недостаток времени

6.4. лень

6.5. материальные затруднения

6.6. недостаток знаний о ЗОЖ

6.7. считаете, что болезни вам не грозят

7. Отношение к своему здоровью (да. нет, иногда):

7.1. считаю себя здоровым___________________________________

7.2. регулярно занимаюсь своим здоровьем_____________________

7.3. задумываюсь над своим здоровьем________________________

7.4. систематически закаливаюсь______________________________

7.5. занимаюсь физической культурой_________________________

7.6. занимаюсь спортом______________________________________

7.7. рационально питаюсь (регулярно__________________________,

достаточно________________, количество раз_______________)

7.8. регулярно посещаю баню_________________________________

7.9. соблюдаю режим дня____________________________________

7.10. воздерживаюсь от вредных привычек_____________________

7.11. имею полноценный сон__________________________________

8. Отношение к здоровью в семье:

8.1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?___________

8.2. занимаются ли члены вашей семьи физкультурой?___________

кто?____________________________________________________

8.3. один (оба) из родителей курят? (написать)__________________

8.4. употребляют алкоголь (не реже 1 раза в 2 недели) сколько человек? __________________________________________________

8.5. при заболевании (подчеркнуть):

а) вы используете медикаменты.

б) считаете, что организм справится с болезнью сам.

в) пользуетесь естественными средствами оздоровления (какими?)_____________________________________________

9. Оцените уровень своего физического здоровья (подчеркнуть):

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

10. Оцените уровень знаний и умений по своему здоровью (по 10‑балльной системе):

10.1. уровень знаний

– об анатомических функциях органов и систем подростка __________________________________________________

– о влиянии физических упражнений_____________________

– правил личной гигиены, профилактики нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха_____

– о профилактике и лечении простудных заболеваний______

10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при (подчеркнуть):

кровотечении, травмах, отравлениях, укусах животных, насекомых

10.3. владение методами самоконтроля:

– пульсометрия

– оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки и др.)

– оценка физической подготовки (тесты на быстроту, ловкость, гибкость, силу)

11. Данные о состоянии Вашего здоровья:

11.1. простудные заболевания в течение года (раз_____________)

11.2. хронические заболевания (если да, то какие?______________)

11.3. нарушения (если да, то какие?___________________________):

11.4. состояние:

– позвоночника________________________________________

– стопы _______________________________________________

– зрения______________________________________________

– избыточный вес______________________________________

11.5. оценка по физкультуре в прошлом учебном году___________

12. Вредные привычки:

12.1. курение (сколько сигарет в день?)________________________

12.2. употребление алкоголя (кол‑во раз в месяц)_______________

12.3. употребление наркотиков (подчеркнуть):

не пробовал, изредка, регулярно

Литература.

1. Айзман Р.И. Здоровье населения России. – Новосибирск, 2006.

2.Вайнер Э.Н. Валеология. – М., 2008.

3.Сухарев А.Г.Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М., 2007.

4. Овчаров Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: анализ и оценка. – Нижневартовск, 2006.

5.Раймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 2007.

 

Практическая работа №2

Методы оценки соматического здоровья.

 

Цель:научиться оценивать  физическое развитие, тип и вегетативное состояние нервной системы.

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

  •         основные компоненты здоровья;
  •         подходы к оценке здоровья населения;
  •         взаимосвязь  критериев оценки здоровья населения и  качества среды обитания;

уметь:

  •         оценивать показатели соматического здоровья;
  •         пользоваться структурой оценки индивидуального здоровья;

владеть:

  •          критериями  оценки физического развития и состояния здоровья;
  •         методами оценки физического развития и состояния здоровья.

 

Порядок выполнения работы:

 

1. Определение типа осанки

Ориентировочное выявление нарушения осанки

  1.   Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.
  2.   Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.
  3.   Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Нормальная осанка:

  •         прямое положение головы и позвоночника;
  •         симметричное положение надплечий и углов обеих лопаток;
  •         одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и спущенных верхних конечностей – «треугольников талии»;
  •         симметричное положение ягодичных складок;
  •         одинаковая длина нижних конечностей. Выпрямленная осанка;
  •         физиологические изгибы слабо выражены, спина производит впечатление плоской, как доска;
  •         голова обычно наклонена кпереди, вследствие чего шейный отдел слабо выражен;
  •         считается, что плоская спина располагает к сколиозу.

Сутулая осанка:

  •         кифоз грудного отдела усилен;
  •         лордоз поясничного отдела слегка уплощен;
  •         туловище и особенно плечевой пояс сдвинуты кпереди;
  •         грудная клетка уплощена;
  •         живот выпячен.

Кругловогнутая спина:

  •         таз значительно наклонен кпереди, вследствие чего поясничный лордоз усилен;
  •         компенсаторно увеличен кифоз грудного отдела позвоночника;
  •         в противоположность сутулой осанке, при которой также отмечается увеличение изгиба грудного отдела позвоночника, туловище отклонено кзади, шейный лордоз увеличен.

Кифотическая осанка:  поясничный лордоз сглажен, вследствие чего весь позвоночник кифозирован.

Сколиоз: боковое отклонение позвоночника или его сегментов от нормального выпрямленного положения

  1. Оценка росто-весового соотношения.

Для оценки росто-весового соотношения необходимо:

  1.     Измерить свой рост и вес.
  2.   Определить максимально допустимую массу тела (МДМТ), используя индекс Брока:

Вес (кг) = Рост (см) - 100 ± 5 кг.

Ваша МДМТ:__________________ .

  1. Оценить полученный результат.
  2. Определить свой должный вес с учетом роста и возраста по одной из формул:
  •         для мужчин:

 

ДВ = 50 + (Р - 150) • 0,75 +;

  •         для женщин:

ДВ = 50 + (Р - 150) • 0,32 +;

  •         для ребенка:

ДВ = 9,5 + (2 • В);

где ДВ– должный вес; Р  – рост; В – возраст.

3. Определение кардиореспираторного резерва по Штанге (модификация).

Для определения кардиореспираторного резерва необходимо:

Г. В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек.

  1.    После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки дыхания (МЗД).
  2.    Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10 сек.
  3.    Занести результаты в таблицу:

 

ЧСС

МЗД

ЧСС

 

 

 

 

5. Оценить свой кардиореспираторный резерв:

МЗД, сек

Кардиореспираторный резерв

> 50

Хороший

40-49

Удовлетворительный

< 40

Неудовлетворительный

 

6. Оценить показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. ПР> 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

ПР =  =

7. Сделать вывод.

  1. Реакция сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища (бельгийский тест).

Для этого необходимо:

  1.   Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек (ЧСС).
  2.   В течение 1,5 мин сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.
  3.   Повторно сосчитать пульс за 10 сек сразу после выполнения наклонов (ЧСС2).
  4.   Сосчитать пульс за 10 сек через 1 мин после выполнения наклонов (ЧСС3).
  5.   Рассчитать показатель реакции (ПР2) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку:

 

ПР1==  =

6. Оценить полученные результаты:

ПР2

Оценка

0-0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31-0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61-0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91-1,2

Сердце в посредственном состоянии

>1,2

Следует срочно обратиться к врачу

 

5. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

Для этого необходимо:

  1.   Сидя, в спокойном состоянии измерить пульс за 10 сек (ЧСС).
  2.   Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например 3 из 777) в течение 30 сек.
  3.   Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 сек (ЧСС2).
  4.   Рассчитать и оценить показатель реакции (ПР3) сердечно-сосудистой системы на психоэмоциональный стресс. ПР3 > 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

 

ПР3 = =

5. Сделать вывод.

6. Определение тонуса симпатического и парасимпатического отделов нервной системы.

Ортостатический рефлекс Плевеля.

Подсчитать пульс за 15 сек в состоянии покоя, затем через 4-6 мин – в состоянии лежа и еще через 4-6 мин – в состоянии стоя. В норме должно фиксироваться учащение пульса на 4-6 ударов в минуту. Более высокие значения говорят о преобладании тонуса симпатической

нервной системы. Значения ниже указанной нормы говорят о преобладании тонуса парасимпатической нервной системы.

         Клиностатический рефлекс Даниелополу.

Определить частоту сердечных сокращений (ЧСС) в исходном положении стоя, затем через 10-25 сек – после перехода в положение лежа. В норме должно быть урежение пульса на 4-6 ударов в минуту. Большее урежение говорит о преобладании парасимпатической нервной системы. Отсутствие или парадоксальные реакции (учащение) указывает на преобладание тонуса симпатического отдела.

         Холодовая проба.

Руку опустить в холодную воду из-под крана. Одновременно на другой руке определить артериальное давление. Затем определить давление повторно через 1-5 мин после холодового воздействия. В норме систолическое давление повышается на 15-25 мм рт.ст.; при симпатотонии – более чем на 25 мм рт. ст.

Сделать выводы.

 

 

Литература.

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебный практикум. – М., 2008.

2. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь. / Под ред. А.С. Батуева. – СПб., 2007.

3. Овчаров Е.А. Здоровье населения Российской Федерации: анализ и оценка. – Нижневартовск, 2006.

 

 

 

Практическая работа №3

Основы здорового питания современного человека.

Цель: научиться  составлять индивидуальный рацион питания.

 

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

  •          химический состав белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, характеризовать их значение для организма человека;
  •          валеологические предпосылки рационального питания;

уметь:

  •         составлять индивидуальный рацион питания;
  •         учитывать возрастные, сезонные, климатические условия питания;

владеть:

  •         принципами  построения рационального питания;
  •         терминами: компенсаторная роль  питания при различных заболеваниях, лечебное питание, диета и диетотерапия. 

 

Порядок выполнения работы:

 

На основе правил рационального питания Г. Шелтона составьте дневной рацион питания для себя.

Система Г. Шелтона основана на предпосылке раздельного питания, суть которого определяется правилами: «Ешьте белки и углеводы в разное время» и «Ешьте белки и жиры в разное время».

Исключение при таком питании пищевой и лекарственной интоксикации, неизбежной при смешанном питании, приводит к высвобождению до 40% дополнительной биоэнергии, которая может быть направлена на обеспечение нормальной жизнедеятельности организма и на борьбу с болезнями. В то же время при смешанном питании длительное употребление продуктов, требующих различных условий для их пищеварения, вызывает перерождение слизистой оболочки желудка, 12‑перстной и тонкой кишки, создает запоры в толстой кишке, при которых происходит заброс пищевых масс в обратном направлении. В течение многих лет происходит отложение и накопление каловых завалов в кишечнике, и их вес достигает 5 – 7 кг и более. При этом происходит поражение не только стенок кишечника, но и органов и систем организма, рецепторы которых проецируются на этих стенках.

Система раздельного питания предусматривает употребление белковых продуктов (мясо, рыба, яйца, грибы, бобовые, орехи, семечки) и углеводных продуктов (хлеб, крупы, картофель, сахар, варенье, мед) с интервалом не менее 2 ч. Большинство этих продуктов хорошо сочетается с зеленью и сырыми овощами. Отдельно следует также употреблять белки и сахар, крахмалы и сахар

Таблица совместимости продуктов по Г. Шелтону

Контрольные вопросы:

1. Роль белков, жиров и углеводов в обмене веществ.

2.Значение витаминов и микроэлементов в питании человека.

3.Влияние химического состава пищи на здоровье человека.

4.Требования рационального питания.

Литература.

1. Вайнер Э.Н. Валеология. – М., 2008.

2.Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие.-СПб.,2007.

3. Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 2007.

  1. Масияускене О.В. Валеология: учеб. пособие / О.В.Масияускене, Ж.Г.Муравянникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №4

Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

Цель: знать типы темперамента, их поведенческие проявления, находить соотношение темперамента с характером и другими психическими процессами.

 

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  •      типы темперамента, их поведенческие проявления;
  •       особенности своего темперамента;

уметь:

  •      диагностировать и интерпретировать результаты диагностики собственного темперамента;
  •      делать сравнительную характеристику своих характера и темперамента;

владеть:

  •      понятием темперамента;
  •      знаниями психологических характеристик людей разных типов темперамента.

 

Порядок выполнения работы:

Исследование типов темперамента

Цель исследования:определить уровни экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 60 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Процедура исследования

Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть строгая самостоятельность ответов участников тестирования.

Инструкция:"Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция".

Опросник

  • 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  • 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
  • 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
  • 4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
  • 5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  • 6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
  • 7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
  • 8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
  • 9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
  • 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  • 11. Ты веселый человек?
  • 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  • 13. Многое ли раздражает тебя?
  • 14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
  • 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
  • 16. Тебе можно доверить любую тайну?
  • 17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
  • 18. Бывает ли так иногда, что без всякой причины сильно бьется сердце?
  • 19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
  • 20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  • 21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
  • 22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
  • 23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  • 24. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?
  • 25. Ты обычно весел и всем доволен?
  • 26. Обидчив ли ты?
  • 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  • 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  • 29. У тебя бывают головокружения?
  • 30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  • 31. Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?
  • 32. Любишь ли ты хвастаться?
  • 33. Ты часто сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  • 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  • 35. Ты обычно быстро принимаешь решение?
  • 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  • 37. Тебе часто снятся страшные сны?
  • 38. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  • 39. Легко тебя огорчить?
  • 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  • 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
  • 42. Если ты оказываешься в глупом положении, долго ли потом переживаешь?
  • 43. Тебе очень нравятся веселые игры?
  •          44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  •          45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят?
  • 46. Ты любишь часто ходить в гости?
  • 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  • 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  • 49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?
  • 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  • 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?
  • 52. Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?
  • 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  • 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  • 55. Ты стесняешься заговаривать с незнакомыми людьми?
  • 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  • 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  • 58. Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  • 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?
  • 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что сделал что-нибудь, не подумав?

Код опросника

За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл.

Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол считается недействительным. Айзенк считал, что показатели данной шкалы могут быть использованы для характеристики личности (пример: уровень самооценки).

Экстраверсия-интроверсия:

Ответы "да" ("+") на вопросы 1, 3, 9,11,14,17,19, 22, 25, 27, 30, 35,38,41,43,46,49,53,57.

Ответы "нет" ("-") на вопросы 6, 33, 51, 55, 59

Нейротизм-стабильность:

Ответы "да" на вопросы 2, 5, 7,10,13,15,18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи:

Ответы "да" (+") на вопросы 8,16, 24, 28, 44

Ответы "нет" ("-") на вопросы 4,12, 20, 32, 36, 40, 48

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

Оценочная таблица для шкал экста-интроверсии

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

Оценочная таблица для шкал нейротизма

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11-14

15-18

19-24

 

Контрольные вопросы:

1.Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.

2.Типы темперамента.

3.Предрасположенность типа темперамента к определенным психическим заболеваниям.

 

Литература.

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,2007.

2.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 2006.

3.Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2008.

4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.

 

 

Практическая работа №5

Характер в норме и патологии.

Цель: уметь отличать характер от других психологических образований, находить соотношение темперамента с характером и другими психическими процессами.

 

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  •      процесс формирования характера;
  •      что такое нормальный, акцентуированный и патологический характер;

уметь:

  •      отличать характер от других психологических образований;
  •      диагностировать и интерпретировать результаты диагностики собственного характера;
  •      делать сравнительную характеристику своих характера и темперамента.

владеть:

  •      понятием характера;
  •      знаниями о проявлении характера в деятельности, речи, поступках, во внешнем облике.

 

Порядок выполнения работы:

Исследование акцентуации характера

Цель исследования:установить тип акцентуации характера личности.

Материал и оборудование: тест-опросник Леонгарда-Шмишека, состоящий из 88 вопросов, бланк ответов, ручка или карандаш.

Методика исследования

Инструкция: "Вам предлагается тест, позволяющий установить акцентуации характера личности на основе выделенных К. Леонгардом 10-ти типов акцентуированных личностей (в отличие от А. Личко, который, как известно, выделил 11 типов). Тест содержит 88 вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак "+" (да), если согласны, или "-" (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь".

Опросник

  • 1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  • 2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  • 3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  • 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  • 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  • 6. Считаете ли, что ваше настроение может меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  • 7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  • 8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  • 9. Серьезный ли вы человек?
  • 10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  •          11. Предприимчивы ли вы?
  •          12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидел?
  •          37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  •          38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  •          63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  •          64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?
  • 13. Мягкосердечный ли вы человек?
  • 14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  • 15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  • 16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собакой?
  • 17. Считаете ли вы других людей достаточно требовательными друг к другу?
  • 18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  • 19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  • 20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  • 21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  • 22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  • 23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  • 24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  • 25. Смогли бы вы убить человека?
  • 26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  • 27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  • 28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  • 29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  • 30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  • 31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  • 32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  • 33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  • 34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  • 35. Влияет ли на вас вид крови?
  • 36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  • 39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  • 40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  • 41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  • 42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  • 43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  • 44. Бывали ли у вас конфликты, неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  • 45. Можно ли сказать, что при неудачах вы не теряете чувство юмора?
  • 46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  • 47. Любите ли вы животных?
  • 48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?
  • 49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  • 50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  • 51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  • 52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  • 53. Много ли вы общаетесь?
  • 54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?
  • 55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  • 56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  • 57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  • 58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  • 59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  • 60. Трудно ли вам ночью пойти на кладбище?
  • 61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  • 62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  • 65. Часто ли вы смеетесь?
  • 66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  • 67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  • 68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
  • 69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  • 70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  • 71. Пугливы ли вы?
  • 72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на "седьмом небе", хотя объективных причин для этого нет?
  • 73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  • 74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  • 75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  • 76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?
  • 77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  • 78. Переносите ли вы злость длительное время?
  • 79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  • 80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  • 81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  • 82. Часто ли вы видите страшные сны?
  • 83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  • 84. Становитесь ли вы радостным и веселым в окружении?
  • 85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  • 86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  • 87. Предпочитаете ли вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)?
  • 88. Могли ли вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов

При совпадении ответа с ключом ответу присваивается один балл.

Ключ

  1.      Демонстративность / демонстративный тип:
    "+" : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
    "-" : 51.
    Сумму ответов умножить на 2.
  2.      Застревание / застревающий тип:
    "+" : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
    "-" : 12,46,59.
    Сумму ответов умножить на 2.
  3.      Педантичность / педантичный тип:
    " + " : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
    "-" : 36.
    Сумму ответов умножить на 2.
  4.      Возбудимость / возбудимый тип:
    "+" : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74,. 86.
    Сумму ответов умножить на 3.
  5.      Гипертимность / гипертимный тип:
    "+" : 1,11,23, 33,. 45, 55, 67, 77.
    Сумму ответов умножить на 3.
  6.      Дистимность / дистимический тип:
    "+" :9, 21,43, 75, 87. «-» 31, 53, 65.
    Сумму ответов умножить на 3.
  7.      Тревожность / тревожно-боязливый тип:
    "+": 16,27,38,49,60,71,82.
    "-": 5.
    Сумму ответов умножить на 3.
  8.      Экзальтированность / аффективно-экзальтированный тип:
    "+": 10,32,54,76.
    Сумму ответов умножить на 6.
  9.      Эмотивность / эмотивный тип:
    "+":3, 13,35,47,57,69, 79.
    "-": 25.
    Сумму ответов умножить на 3.
  10. Циклотимность / циклотимный тип:
    "+":6, 18,28,40,50,62,72,84.
    Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения - 24. По некоторым источникам признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же, на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля личностной акцентуации".

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимистический, аффективный, эмотивный).

  •          1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на преукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений), склонен к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
  •          2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим и подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводит к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
  •          3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной стороной, чем активной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скурпулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
  •          4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающие реакции возбуждения гасятся с трудом и они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.
  •          5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
  •          6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиняться, обладают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
  •          7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных, бойких сверстников, не любят шумных игр, испытывают чувство застенчивости, робости, тяжело переживают контрольные задания, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
  •          8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также - улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами. Подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью.
  •          9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
  •          10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Контрольные вопросы:

1.Понятие о характере. Проявления характера.

2.Структура и черты характера.

3.Типология характеров. Понятие об акцентуациях.

4.Формирование характера. Самовоспитание и перевоспитание характера.

Литература.

1.Бороздина Л.В. Психология характера. – М., 2008.

2.Личко А.А. Психопатии и акцентуации характера подростков. - Л., 2007.

3.Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 2006.

4.Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2009.

5.Личко А. Е. Определение понятий «психопатия», «акцентуация»  // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2006. С. 664-667 (краткие выписки).

6. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №6

Эмоциональный стресс и «Синдром эмоционального выгорания».

Цель: ознакомиться с понятием «синдрома эмоционального выгорания».

Компетенции: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

знать:

  •       симптомы развития «синдрома эмоционального выгорания»;
  •      стадии развития «синдрома эмоционального выгорания»;
  •       причины и условия возникновения «синдрома эмоционального выгорания»;

уметь:

  •      различать признаки появления «синдрома эмоционального выгорания»;
  •      разрабатывать рекомендации по профилактике «синдрома эмоционального выгорания» в профессиональной и учебной деятельности.

владеть:

  •      понятием эмоционального выгорания;
  •       способами выхода из стресса.

 

Порядок выполнения работы:

 

Опросник выявления эмоционального выгорания  MBI

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".

 Текст опросника

Вопросы

никогда

очень редко

иногда

часто

очень часто

каждый день

1       

Я чувствую себя эмоционально  опустошенным.  

        

        

        

        

        

 

2       

После работы я чувствую себя, как " выжатый лимон".

        

        

        

        

        

 

3        

Утром я чувствую усталость и нежелание  идти на работу.  

        

        

        

        

        

 

4        

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.  

        

        

        

        

        

 

5        

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

        

        

        

        

        

 

6        

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.       

        

        

        

        

        

 

7        

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при  общении с коллегами.

        

        

        

        

        

 

8        

Я чувствую угнетенность и апатию.     

        

        

        

        

        

 

9        

Я уверен, что моя работа нужна людям.        

        

        

        

        

        

 

10        

В последнее время я стал более "черствым" по отношению к тем, с кем работаю.      

        

        

        

        

        

 

11        

Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

        

        

        

        

        

 

12        

У меня много планов на будущее, и я верю в их  осуществление.        

        

        

        

        

        

 

13        

Моя работа все больше меня разочаровывает

        

        

        

        

        

 

14        

Мне кажется, что я слишком много работаю.

        

        

        

        

        

 

15        

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

        

        

        

        

        

 

16        

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

        

        

        

        

        

 

17        

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

        

        

        

        

        

 

18        

Во время работы я чувствую приятное  оживление.

        

        

        

        

        

 

19        

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

        

        

        

        

        

 

20        

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.      

        

        

        

        

        

 

21        

На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.      

        

        

        

        

        

 

22        

В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня  груз своих проблем и обязанностей.     

        

 

 

 

 

 

        

 Обработка результатов

Опросник имеет три шкалы: "эмоциональное истощение" (9 утверждений), "деперсонализация" (5 утверждений) и "редукция личных достижений" (8 утверждений).

 Ответы оцениваются: 0 баллов - "никогда", 1 балл - "очень редко", 3 балла - "иногда", 4 балла - "часто", 5 баллов – " очень часто ",6 баллов – " каждый день ".

Ключ к опроснику

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

  •         Эмоциональное истощение - ответы "да" по пунктам 1,2,3,6,8,13,14,16,20 (максимальная сумма баллов – 54).
  •         Деперсонализация - ответы "да" по пунктам 5, 10, 11, 15, 22, (максимальная сумма баллов – 30).
  •         Редукция личных достижений- ответы "да" по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал. 

 

Контрольные вопросы:

1. Связь эмоций и соматических заболеваний.

2.Эмоциональный стресс и его стадии.

3.Синдром «эмоционального выгорания»: причины, признаки, структура.

Литература.

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,2006.

2.Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2008.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2009.

 

Практическая работа №7

Психологическая профилактика наркотической зависимости.

Цель:  сформировать мотивацию отказа от употребления наркотиков.

Компетенции: В результате освоения дисциплины  обучающийся должен:

знать:

  •      психологические особенности зависимой личности;
  •      виды наркозависимости;
  •       стадии развития наркозависимости;
  •      последствия употребления наркотиков;

уметь:

  •      отказываться от употребления наркотических средств;
  •      разрабатывать рекомендации по профилактике наркотической зависимости;

владеть:

  •      способами выявления наркозависимых среди сверстников;
  •      методами разработки рекомендаций по профилактике наркотической зависимости.

 

Порядок выполнения работы:

 

1.  студенты выясняют причины употребления наркотиков;

2. осознают, как происходит давление на них со стороны употребляющих наркотики сверстников;

  1.   знакомятся с существующими заблуждениями относительно наркотиков;
  2.   учатся говорить «нет» на предложения друзей принять наркотики.

 

        Контрольные вопросы:

1. Распространенность и течение процесса накозависимости.

2.Личностные предпосылки наркозависимости.

3.Проблема раннего выявления наркомании.

4.Профилактика химической зависимости.

Литература.

1.Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.

2.Наркотики: проблема, которую необходимо решить. Пособие для педагогов. – М., 2009.

3.Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М., 2007.