Н. А. Шкатова Программа тренинга для подростков «ГРУППЫ РИСКА»

НИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Шкатова

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»

Программа тренинга для подростков «группы риска»   разработана лабораторией психологии и воспитания НИИ развития профессионального образования Департамента образования города Москвы для проведения профилактической работы с подростками «групп риска», склонных к употреблению психоактивных веществ.

Данная работа предназначена для педагогов-психологов, имеющих опыт проведения обучающих занятий-тренингов в небольших группах, а также представляет интерес не только для профессиональных ведущих, но и для педагогов, классных руководителей, воспитателей, работающих по программам профилактики

ВВЕДЕНИЕ

Профилактика употребления наркотических веществ в молодёжной среде является одним из основных направлений работы педагогических коллективов  ОУ с подростками «групп риска».

Наркомания - это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния изменённой психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них является одним из самых распространённых видов отклоняющегося поведения. Сутью такого поведения становится значительное изменение иерархии ценностей человека, уход в иллюзорно-компенсаторную деятельность и существенная личностная деформация.

При употреблении наркотических средств, которые изменяют восприятие мира и самооценку человека, происходит постепенное отклонение поведения в сторону формирования патологической зависимости от вещества, фетишизации его самого и процесса употребления, а также искажение связей подростка с обществом.

В результате проведённого анонимного анкетирования обучающихся ОУ (охвачены были все колледжи города Москвы с опросом не менее 20 подростков в каждом колледже) выяснилось, что   почти нет обучающихся, которые так или иначе не сталкивались с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики. Такая ситуация требует необходимости создания эффективных программ, направленных на профилактику наркотической зависимости среди подростков, составляющих «группу риска» в условиях ОУ.

 

Пояснительная записка

Тренинг   был создан сотрудниками лаборатории психологии и воспитания НИИРПО Департамента образования города Москвы в ответ на всё возрастающую потребность ОУ в программах, направленных на профилактику наркозависимости среди молодёжи.

Программа предназначена для проведения групповых занятий   с обучающимися от 14 до 20 лет, склонными к употреблению наркотиков.

Обучение организуется на базе ОУ. Места в выделенной аудитории должно быть достаточно для того, чтобы расставить стулья по кругу. Стулья должны передвигаться свободно и их должно быть достаточное количество. В аудитории должны отсутствовать препятствия, отгораживающие обучающихся друг от друга (столы, парты, лишние стулья).

Тренинг рассчитан на ряд занятий с группой подростков от 7 до 12 человек. Группа формируется из обучающихся, склонных к приёму наркотических веществ и составляющих «группу риска», выявленных в процессе анкетирования, тестирования, а также при анализе поведенческих отклонений. Каждое занятие направлено на формирование позитивных поведенческих паттернов, способствующих ведению подростками здорового образа жизни, умению налаживать общение со сверстниками без дополнительных стимуляторов, умению противостоять вовлечению в среду наркоманов или в группы, где наркомания приветствуется.

Данный тренинг призван помочь обучающимся   успешно решать социальные, профессиональные, психологические проблемы, а также вопросы общения и взаимодействия с окружающими.

В тренинг включены игровые упражнения, ролевые игры, которые, с одной стороны, могут показаться несерьёзными игрушками, на самом же деле, они отражают реальное поведение участников в обычной жизни. Игры устраняют психологические защитные барьеры и позволяют эффективно работать с личностными проблемами. Игровые упражнения делают то, что не делают ни одна лекция или книга - они формируют умения и навыки поведения в ситуациях, которые сразу же используются в жизни.

Тренинг состоит из трёх глав, включающих занятия, направленные на профилактику зависимого поведения, и часть, подводящую итог тренинга, его эффективность, разработку дальнейших планов. В состав руководства по тренинговым занятиям входит Приложение с анкетой для анонимного опроса обучающихся ОУ, выявляющая группы повышенного риска формирования наркотической зависимости.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Групповые занятия проводятся классными руководителями, педагогами- психологами и социальными педагогами ОУ, прошедшими предварительную подготовку по проведению групповой тренинговой работы с обучающимися ОУ, в том числе по проведению работы с трудными подростками в области профилактики наркотической зависимости, а также освоению необходимых правовых знаний.

 

Целевая группа: обучающиеся учреждений общего и профессионального образования.

Количество участников: от 7 до 12 обучающихся.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, частота проведения - 1 раз в неделю. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений.

Требования к ведущим: ведущие должны работать по специальности педагог, психолог, педагог-психолог, социальный педагог, юрист (для проведения занятий по правовым аспектам) и обладать достаточным опытом в проведении групповых занятий.

Тренинг включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы:

  1. Занятия как получение обратной связи участниками и тренерами. Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении;
  2. Обсуждение происходящего в промежутках между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков;
  3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу;
  4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки;
  5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения;
  6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению;
  7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
  8. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний;
  9. Рефлексия - подведение итогов.

Проведение тренинга проходит в круге: участники сидят на стульях, образуя круг в аудитории. Они хорошо видят друг друга и все происходящие изменения.

Преимущество работы в круге по сравнению с лекционной формой подачи материала заключается в том, что каждый в круге может быть активным и равноправным участником процесса обучения; круг обеспечивает доверительную атмосферу, в которой легче преодолевать стеснительность и скованность; позволяет участникам свободно общаться друг с другом и с ведущим; процесс запоминания и усвоения информации происходит через участие в практических упражнениях, вырабатываются навыки, которые сразу же можно применять в жизни; круг обеспечивает взаимную поддержку, что особенно важно при разрешении проблемных ситуаций и обсуждении сложных тем.

Метод работы в малых группах является одним из наиболее эффективных среди других методов, используемых в обучении. В общей группе у каждого участника не так много времени высказать свою точку зрения и всегда есть возможность больше слушать других, чем участвовать самому. В малой же группе каждый участник имеет больше шансов проявить лидерские способности, заявить о себе и своих взглядах, ему постоянно приходится быть активным.

Кроме того, в малой группе имеется больше возможностей взять ответственность на себя, представляя результат работы при дискуссии в круге. Эмоциональный контакт между участниками в этом случае устойчивее, что способствует раскрытию личности каждого подростка, закрепляет полученные знания и навыки поведения.

Таким образом, работа в малых группах приносит неоценимую пользу обучающимся и обязательно должна присутствовать в программе тренинговых занятий.

Важно дать обучающимся   достаточно времени для того, чтобы они самостоятельно пришли к пониманию и решению актуальных вопросов и проблем, связанных с наркозависимостью. Если группа пожелает иметь больше занятий по той или иной теме, то это желание должно только поощряться педагогами и педагогами-психологами ОУ.

Часто осознание результатов упражнений происходит позже, после окончания занятия. Иногда подростки могут отказаться от участия в игровом упражнении. Задача ведущего - приложить все свои умения для того, чтобы уговорить обучающегося и помочь ему преодолеть себя. Ведущему тренинга педагогу-психологу необходимо смелее принимать решения о проведении игровых упражнений с группой, а также проследить, чтобы участники должным образом выполняли эти задания, что обеспечит эффективность профилактики наркозависимости в колледже.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Повышение эффективности профилактики наркотической зависимости у подростков «групп риска» в условиях ОУ.
  2. Формирование у подростков «групп риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
  3. Формирование способности у трудных подростков к планированию своего поведения и прогнозу конфликтных ситуаций.
  4. Выработка позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению у обучающихся   категории «групп риска».
  5. Повышение правовой грамотности и ответственности за своё поведение.

 

Глава I

Тренинговые занятия

Цель. Развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотики или токсические вещества.

Необходимые материалы. Бумага, ручки, рабочая тетрадь участника тренинга (далее смотреть указания к упражнениям).

Тематический план занятий  

Название разделов и тем

Тренинговые

занятия

Раздел 1

Профилактика наркозависимости

14

Тема 1

Занятие 1. «Знакомство. Обсуждение правил работы в группе»

2

Тема 2

Занятие 2. «Почему люди применяют наркотики?»

2

Тема 3

Занятие 3. «К чему ведёт проба наркотика?»

2

Тема 4

Занятие 4. «Учимся противостоять влиянию»

2

Тема 5

Занятие 5. «Учимся решать проблемы»

2

Тема 6

Занятие 6. «Учимся не приклеивать ярлыки»

2

Тема 7

Занятие 7. «Мера зависимости. Модель изменения рискованного поведения»

2

Раздел II

Заключительное занятие

2

Тема 2.1.

Занятие 8. Рефлексия.

2

 

Итого:

16

 

Занятие 1

«ЗНАКОМСТВО. ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ»

Упражнение «Знакомство»

(5 минут)

Цель. Знакомство участников тренинга друг с другом, знакомство с ведущим и программой тренинга, создание благоприятной атмосферы и сплочение группы.

Содержание. Стулья расставляются по кругу. Ведущий предлагает подросткам занять место в круге. После того как все расселись, ведущий приветствует всех участников тренинга, делает сообщение о программе занятий.

Заметки для ведущего. Заранее подготовить все необходимые материалы, место для занятий, расставить стулья по кругу.

Упражнение «Наши имена»(10 минут)

Цель. Знакомство и запоминание имён, устранение психологических барьеров.

Содержание. Один из участников называет своё имя. Следующий повторяет имя предыдущего и называет своё. Последний должен будет назвать по именам всех участников. Затем ведущий просит ещё одного или двух участников назвать имена всех. Ведущий участвует наравне с остальными.

Далее объявляется о продолжении знакомства и даётся задание - стоя в круге пропеть своё имя на три разные тональности. Группа хором пропевает имя вслед за начинающим и делает это три раза. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не пропоют своё имя.

Обсуждение. Для чего нужна игра? Почему так много говорится об имени?

Ведущий просит каждого описать своё состояние до того, как нужно было пропеть имя, и после того, когда имя пропето. Отмечает лёгкость и раскрепощение, появившееся в группе. Говорит о значении этого упражнения, о том, что имя - самое важное слово для любого человека. Он слышит его от близких людей на протяжении всей своей жизни, это его «Я».

Заметки для ведущего. Если участники группы уже знакомы, можно изменить задание и предложить каждому рассказать историю его имени, нечто особенное и оригинальное.

Упражнение «Наши ожидания»

(10 минут)

Цель. Высказать свои ожидания от встречи, узнать ожидания других.

Материалы. Диктофон или ручка и бумага.

 

Содержание. Ведущий просит разрешения у группы пользоваться диктофоном во время занятия или записывать происходящее в тетрадь. Даёт участникам обязательство в том, что записи не станут достоянием кого- либо другого, не принимавшего участия в тренинге. Ведущий говорит о том, что перед любой встречей, всегда есть определённые ожидания. Например, когда человек идёт на концерт, он хочет получить удовольствие от просмотра концерта или встречи с любимыми певцами. Так же и с тренингом. Каждый участник по кругу отвечает на вопрос «Какие ожидания были у Вас, когда Вы собирались прийти сюда?» Диктофон передаётся по кругу или высказывание каждого записывается в тетрадь. Каждый называет своё имя, затем говорит о своих ожиданиях.

Обсуждение. Ведущий тоже говорит о своих ожиданиях и о том, что он(а) будет дополнять программу тренинга с учётом высказанных ожиданий, ещё раз заверяет участников в конфиденциальности.

Ведущий рассказывает притчу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись - у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми». Далее он говорит о том, что исполнятся или нет ожидания от тренинга, во многом зависит от каждого из группы. Объясняет важность происходящего на тренинге. Говорит, что иногда могут обсуждаться непростые и личные темы, и каждый должен быть уверен в безопасности и неразглашении того, что он скажет. Просит участников соблюдать конфиденциальность.

Заметки для ведущего. Необходимо следовать взятым на себя обязательствам - не разглашать сведения личного характера, полученные на тренинге.

Упражнение «Рисуем нашу группу»(20 минут)

Цели. Знакомство, налаживание сотрудничества, совместное творчество.

Материалы. Лист ватмана, краски, 2 большие кисти, емкость с водой, салфетки, скотч.

Содержание. Участники все вместе должны нарисовать на листе ватмана свое представление о группе и о себе в этой группе. Готовую картину ведущие помещают в центр. После этого участники рассаживаются на стульях, образуя круг. Во время обсуждения ведущие предлагают дать название этому произведению, поощряют всех высказываться, и отмечают интересные элементы картины. По завершению благодарят всех за участие в этой работе и закрепляют картину на стену.

Ведущие еще раз приветствуют всех участников группы, каждый из участников говорит о себе несколько слов. Ведущие делают короткое сообщение о программе всего семинара.

 

Почему мы начали с рисования? Обычно люди объясняются при помощи слов. Рисование же позволяет объясняться и выражать себя с помощью рисунка. Что еще может быть полезного в рисовании?

Краски и кисти можно заменить набором широких фломастеров. Фломастеры должны быть новыми и хорошо писать. Перед началом занятий проверить фломастеры. Ведущие тоже принимают участие в рисовании.

Обсуждение.

Упражнение «Правила, которые мы принимаем»(5 минут)

Цель. Договориться о правилах совместной работы во время семинара.

Содержание. Правила необходимы для того, чтобы можно было обсудить все значимые темы в рамках имеющегося времени. Ведущие предлагают принять два правила, о которых шла речь в начале - игровую форму некоторых упражнений и нераспространение персональной информации, полученной во время обсуждения. Просят участников выразить свое отношение к этому предложению и внести дополнения к правилам в «Рабочую тетрадь участника тренинга» (Часть II, стр. 3). Получить согласие группы на принятие этих правил.

Упражнение «Молекулы»

(40 минут)

Цели. Договориться о правилах совместной работы во время семинара, сплотить группу.

Материалы. 6 листов ватмана, 6 наборов фломастеров, скотч, таймер (часы).

Содержание. Объявляется подвижная игра. Участники свободно передвигаются по комнате, как молекулы, в хаотичном порядке. Ведущий объявляет цифру, хлопает в ладоши и участники собираются в малые группы по количеству, соответствующему названной цифре. По следующему хлопку малые группы распадаются, хаотичное движение продолжается. Через несколько минут ведущие делят участников на малые группы по 4-5 человек каждая.

Задание для малых групп. В течение 20 минут придумать не менее 7 правил работы группы, записать их в рабочую тетрадь участника тренинга и придумать обозначение каждого правила символом. Каждая группа занимает отдельный стол для работы.

Когда все группы будут готовы, участники занимают места в круге так, чтобы все, кто работал в малой группе, оказались рядом. Готовые правила озвучиваются и один представитель от каждой группы делает короткое сообщение о результатах. В каждом из вариантов группа отмечает сходства и различия, составляет один общий список правил, который оформляется на отдельном листе. Вопросы для обсуждения: как работалось в малой группе? Кто был лидером?

 

Ведущие благодарят всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу.

Заранее расставить столы для работы малых групп, расположив их по комнате, как можно дальше друг от друга. Поощрять хорошее оформление вариантов работы малых групп. Выработать свой собственный набор правил, включив правило проведения упражнений в игровой форме и правило конфиденциальности. Подготовить к следующей встрече результаты работы малых групп в виде раздаточных материалов.

Правила работы в группе (примерные)

  1. Конфиденциальность
  2. Уважение
  3. Открытость
  4. Критика запрещена
  5. Участвует каждый
  6. Точные высказывания
  7. Взаимная поддержка
  8. Только позитивное обсуждение
  9. Работа в круге, игровые задания
  10. Отключение мобильного телефона и др.

Занятие 2

«ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРИМЕНЯЮТ НАРКОТИКИ?»

Обсуждение в группе «Настроение»(10 минут)

Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки в учебной группе  .

Содержание. Обучающимся предлагается высказать предположение, какое у соседа слева сегодня настроение.

Мозговой штурм

«Почему люди применяют наркотики»

(10 минут)

Цель. Выявление причин применения наркотиков.

Содержание. Участникам предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять наркотики. Участники записывают варианты ответов в свою рабочую тетрадь (Часть II, стр. 3). Примерные варианты ответов могут выглядеть так: человек употребляет наркотики потому, что эти вещества помогают ему.

 

 

Причины употребления наркотических средств

  • Снимать барьеры в общении
  • Удовлетворять свое любопытство
  • Снимать напряжение и тревожность
  • Стимулировать активность
  • Следовать принятой традиции
  • Приобретать новый опыт и др.

 

 

Заметки для ведущего. Подросткам показывается необходимость применения наркотических средств в медицине. Наркоз необходим при операциях, чтобы снизить болевые ощущения больного. Онкологическим больным также нужны препараты для снижения боли, так как их страдания нестерпимы.

В конце подводится итог и делается обобщение, задаётся вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

Упражнение «Чувства»(15 минут)

Цель. Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

Содержание. Участникам предлагается: «Вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком».

Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются.

После этого участники возвращаются в круг и все вместе записывают в рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 4) те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможные варианты:

Чувства говорящего

Чувства слушающего

 

Раздражение

 

Сочувствие

 

Возмущение

 

Интерес

 

Жалость

 

Возмущение

 

Обида

 

Отвращение

 

Презрение

 

Понимание

 

Недоверие

 

Сожаление

 

Вина

 

Уважение

 

Ответственность и др.

 

Досада и др.

Обсуждение.

Мозговой штурм

«Зачем люди употребляют наркотики?»(15 минут)

Цель. Помощь в осознании подростками альтернативных приёмов выхода из проблемных ситуаций.

Содержание. Участникам предлагается свободно высказаться по поводу причин, которые заставляют молодых людей принимать наркотические средства. Каждый участник фиксирует по мере поступления ответы в рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 4). Ведущий поощряет к активности всех подростков. Примерные варианты ответов могут выглядеть так:

«Человек употребляет наркотики потому, что они помогают ему:

-          снимать барьеры в общении;

-          удовлетворять своё любопытство;

-          снимать напряжение и тревожность;

-          стимулировать активность;

-          следовать принятой в группе подростков традиции;

-для приобретения нового опыта;

-          чтобы друзья не подумали, что мне «слабо».

В конце подводится итог и делается обобщение, задаётся вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия.

Заметки для ведущего. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет наркотик, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, разговора с другом и т.п. Необходимо указать, что в колледже функционирует психологическая служба, куда можно обратиться со своими проблемами, где гарантируется соблюдение конфиденциальности.

Групповая дискуссия

«Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика»(10 минут)

Цель. Выявление потерь при применении наркотиков.

Содержание. Участникам предлагается составить список приобретений и потерь, произошедших в связи с применением наркотиков. Списки обсуждаются. Необходимо вывести на то, что, испытывая короткий «кайф», человек в конечном итоге теряет все, даже жизнь. Обсуждается, стоит ли этот «кайф» таких потерь.

Заметки для ведущего. Очень важно, чтобы подростки поняли, что самое дорогое у человека - это его жизнь. Можно показать это наглядно. Например: потерял деньги, но ты продолжаешь жить без этих средств, находишь, от чего можно отказаться. От тебя ушел любимый человек, ты переживаешь, но продолжаешь жить. Твоя жизнь кончилась - тебя больше нет и не будет никогда.

Упражнение «Давай покурим»

(10 минут)

Цель. Позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Содержание. Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля попробовать покурить марихуану. Далее группа делится на пары и даётся следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнёр должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с каждым поводом «покурить марихуану» в свою рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 4); через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнёры меняются ролями. Все аргументы фиксируются в рабочей тетради. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

-          какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

-          что помогло вам отказаться?

Упражнение «Учимся говорить НЕТ»(10 минут)

Цель. Формирование навыков аргументированного отказа.

Содержание. Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или приказом. Задача - сказать «НЕТ», при этом обосновав свой отказ.

После того как упражнение закончится, необходимо спросить у подростков, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как правило, очень трудно отказаться, когда человек просит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность нас удовлетворит признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Заметки для ведущего. Необходимо предупредить ребят, что просьба должна носить не оскорбляющий характер.

 

Заключительная часть занятия

(10 минут)

Заканчивая встречу, ведущий передаёт диктофон обучающимся   по кругу или записывает высказывания подростков в тетрадь и просит подростков оценить занятие, продолжая фразу: «Сегодня я научил- ся(лась)...».

Два-три желающих остаются для подведения итогов.

 

Занятие 3

«К ЧЕМУ ВЕДЁТ ПРОБА НАРКОТИКА?»

Обсуждение в группе
«Что происходило в последние дни»

(10 минут)

Цель. Анализ изменений в поведении обучающихся.

Содержание. В группе обсуждается, сталкивались ли участники с ситуациями принуждения в последние дни, что происходило, каков исход, помогли ли им знания, полученные на предыдущем занятии, достойно разрешить ситуацию.

Заметки для ведущего. Необходимо спросить участников, когда они со стороны наблюдали ситуацию принуждения, хотелось ли им вмешаться.

 

 

Упражнение

«Зависимость (незаконченные предложения)»(10 минут)

Цель. Помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Содержание. Участникам предлагается открыть свою рабочую тетрадь (часть II, стр. 5), где необходимо закончить следующие предложения:

  1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков, тогда я_____________________________________________
  2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает_____________________________________________
  3. Своё сочувствие к зависимому человеку я проявляю через_______________________________________________
  4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю,что________________________________________
  5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это_________________________________________
  6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то,  я осознаю, что______________________________
  7. Быть независимым для меня означает___________________     
  8. Как я понимаю, зависимость это_________________

Затем группа делится на пары и участники поочерёдно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

 

Мозговой штурм

«К чему ведёт проба наркотика и токсического вещества»

(15 минут)

Цель. Обнаружение последствий пробы наркотика, подчеркивание возможности и необходимости отказа.

Содержание. Подросткам предлагается выстроить логическую цепочку от предложения попробовать наркотик до последнего этапа применения. На каких звеньях можно прервать путь к смерти от наркотика. Важно подвести к пониманию того, что только отказ от предложения попробовать наркотик может предотвратить негативные изменения в жизни, а в конечном итоге - спасти от печального исхода.

Заметки для ведущего. Подростки могут высказывать бытующее в их среде мнение, что только от одной пробы зависимости не наступает. В этом случае нужно сказать, что, демонстрируя интерес к предложению, даже не пробуя, человек становится уже зависимым. Распространитель наркотиков будет предлагать вновь и вновь, пока человек не согласится или не откажется. А хочется попадать в зависимость от кого-либо? Не лучше ли сразу сказать «нет», не объясняя почему?

Упражнение «Портрет наркомана»

(15 минут)

Цель. Помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Содержание. Участникам раздаётся бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет наркомана». Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь изобразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах». После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

Заметки для ведущего. По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал - он берёт свой комок и отходит на исходную позицию.

Групповая дискуссия

«Употребление наркотика - дело личное»

(15 минут)

Цель. Обсуждение влияния применения наркотиков на близких людей.

Содержание. Участникам предлагается открыть рабочую тетрадь (Часть II, стр.6) и ответить на следующие вопросы: влияет ли применение наркотика на взаимоотношения с окружающими? Помогают наркотики общаться или мешают? Есть ли у кого-нибудь опыт общения с человеком под наркотическим опьянением, приятно ли общаться с таким человеком? Если неприятно, то обычно отношения прекращаются. А как люди, применяющие наркотики, выстраивают свои взаимоотношения с родными и друзьями? Подросткам предлагается обсудить влияние применения наркотиков на разрыв отношений с родными и друзьями.

Также необходимо коснуться темы правонарушений, которые совершаются в состоянии наркотического опьянения и правонарушений по вовлечению других подростков для распространения и применения наркотиков Часто ли ребята слышат о правонарушениях, совершенных наркоманами? Какого рода правонарушения?

Заметки для ведущего. Необходимо спросить подростков, слышали л» они, что человека оправдал суд в преступлении, совершенном в состоянии  наркотического опьянения.

Упражнение «Десять заповедей»

(15 минут)

Цель. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

Содержание. Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Подростки на этом этапе записывают каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, даётся задание проранжировать их: выбрать сначаланаименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все проранжированные заповеди записываются.

Обсуждение.

Заключительная часть занятия

(10 минут)

Цели. Завершение встречи, получение обратной связи, планированиеследующей встречи.

Материалы. Диктофон или бумага и ручка.

Содержание. Ведущий передаёт диктофон подросткам по кругу или записывает их высказывания и просит обучающихся оценить занятие, отвечая на вопрос: «Что было самым интересным в течение занятия?»

 

Занятие 4

«УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»

Упражнение «Рисунок» (20 минут)

 

Цель. Выразить настроение через рисование.

Материалы. Альбомные листы для рисования, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, папка для рисунков.

Содержание. Ведущий раздаёт материалы и просит в произвольной форме изобразить свое настроение. Время не задается.

Готовые картины помещаются в круг. Во время обсуждения ведущий отмечает интересные элементы каждой картины и просит каждого рассказать о своем настроении. По завершении благодарит всех за участие в этой работе и помещает рисунки в папку.

Обсуждение.

Заметки для ведущего. Принять участие в упражнении.

Упражнение «Табу» (10 минут)

Цель. Помочь обучающимся понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поведении. Хорошо, когда молодой человек знает, какие чувства им управляют, это позволяет подростку сделать осознанный выбор.

Содержание. Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать её в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию.

Заметки для ведущего. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» своё отношение.

 

Упражнение «Учимся противостоять влиянию» (20 минут)

Цель. Развитие умения противостоять влиянию со стороны.

Содержание. Подросткам предлагается открыть рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 7) и ответить на вопросы с дальнейшим их обсуждением: что такое влияние и на что или на кого можно повлиять? Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие ход ситуации.

 

Далее обсуждается: всегда ли влияние отрицательно? Каким образом можно отличить отрицательное влияние? Каковы способы негативного влияния? Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д. Подросткам предлагается высказаться, хочется ли им поддаваться такому влиянию, и к каким последствиям может привести соглашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Составляется план безопасности. Необходимо убедить подростков, что обращение за помощью - это непризнание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к педагогам, в органы полиции, телефоны доверия.

Заметки для ведущего. У некоторых подростков, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать обучающимся, что каждый человек имеет право на ошибку, но не нужно думать обо всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолкнут, откажут или осмеют. Лучше обращаться за помощью не к посторонним, а в правоохранительные органы, там работают профессионалы, и они знают, как помочь.

 

Упражнение «Противостояние»

(15 минут)

 

Цель. Упражнение даёт почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд. Например, наркотические вещества используют в медицине для облегчения страданий тяжелобольных людей, известны случаи из истории, когда наркотики употребляли люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся осознанную позицию в отношении психоактивных веществ и выработать у них навыки аргументированной защиты своей позиции.

Содержание. Группу делят на две части по 5-7 человек, количество участников в подгруппах должно быть нечетным. Задается тема для обсуждения: «Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?»

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются на «первый- второй». Первые номера отстаивают свою точку зрения, начиная своё выступление словами: «Да, употребление наркотиков допустимо...», а вторые - противоположную: «Нет, употребление наркотиков недопустимо...». Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий сначала должен перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. Например: «Насколько я понимаю, ты Алексей, считаешь, что употреблять наркотики нельзя, так как это разрушает здоровье человека, но я думаю, что ничего страшного нет в том, если кто-то хоть раз попробует наркотик...» Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные благодаря нечётному числу участников.

 

 

Ролевая игра «Ситуация принуждения»

(15 мин)

Цель. Моделирование ситуации принуждения со стороны.

Содержание. Подросткам предлагается разыграть сценку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный поступок.

В группе обсуждаются различные исходы ситуации.

Заметки для ведущего. Нужно спросить тех ребят, которые «подвергались» принуждению и которые «принуждали», о их чувствах в это время. Также обсуждается, чего «принуждающий» в этой ролевой игре добивался? Для чего ему это было нужно? Вероятно, он не знал законов и надеялся, что отвечать не придётся никому, виновного не найдут.

Заключительная часть занятия

(10 минут)

Цели. Завершение встречи, получение обратной связи, планирование следующей встречи.

Материалы. Диктофон или тетрадь и ручка.

Содержание. Встреча подходит к концу. Сначала оценка занятия. Ведущий передаёт диктофон по кругу или записывает высказывания подростков и просит участников оценить занятие, отвечая на вопрос: «Что запомнилось на этой встрече?». Далее группа договаривается о следующей встрече. Два-три подростка остаются для подведения итогов. Каждое упражнение оценивается по пятибалльной системе по критериям: содержание, интерес, полезность, работа ведущего. Обсуждаются варианты изменения некоторых упражнений.

Занятие 5

«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ»

Упражнение «Сбор ожиданий»(10 минут)

Цель. Высказать свои ожидания от встречи и узнать ожидания других участников.

Материалы. Диктофон или тетрадь и ручка.

Содержание. Ведущий спрашивает участников об ожиданиях. Диктофон передаётся по кругу или высказывания подростков записываются в тетрадь, каждый называет своё имя, затем говорит о своих ожиданиях. Ведущий в это время не делает никаких комментариев. А в заключении рассказывает притчу:

«Один мудрец говорил: можно дать человеку рыбу и накормить его на один день. А можно дать ему удочку и научить ею пользоваться, тогда он будет сыт всю свою жизнь. Занятие можно сравнить с той удочкой, освоив которую, можно не испытывать проблем с недостатком пищи и всегда быть сытым».

 

Упражнение «Держи ритм» 10 мин

Цели. Разминка, создание благоприятной атмосферы в группе.

Содержание. Ведущий предлагает песню, и все начинают ее петь. Затем, по хлопку ведущего, все продолжают петь ее про себя. Следующий хлопок, и все снова поют вслух. Важно не сбиваться с ритма.

Второй вариант игры. Кто кого перепоет. Каждый задумывает свою песню и поет ее сначала про себя. По хлопку ведущего, все одновременно продолжают петь вслух, каждый свою песню.

Упражнение «Решение проблем»

(40 минут)

Цели. Изучение различных способов решения проблем. Знакомство с опытом других по преодолению проблем.

Материалы. Рабочая тетрадь участника тренинга, авторучки.

Содержание. Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами. Участникам занятия предлагается открыть рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 9) и заполнить таблицу с перечислением проблем, с которыми они сталкивались в своей жизни, и способов их решения с дальнейшим обсуждением их в малых группах от 3 до 5-ти человек. В результате в тетрадь заносятся самые распространённые проблемы подростков и наиболее эффективные способы их решения.

Заметки для ведущего. Подготовить к следующей встрече результаты работы малых групп в виде раздаточных материалов.

Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе»

(20 минут)

Цели. Развитие способности к прогнозированию, ответственности за свои поступки, в том числе, и влияние отягчающих вину обстоятельств: состояние наркотического и алкогольного опьянения.

Содержание. Подросткам предлагается вспомнить известные им по телепередачам ситуации возникновения каких-либо действий, идущих вразрез с законом, когда правонарушения совершались группой в алкогольном и наркотическом опьянении. Что нарушалось? Каков был исход? Для примера можно взять погромы на рынках, беспорядки, связанные с поведением футбольных фанатов или скинхедов.

Заметки для ведущего. Нужно сказать, что приведённые примеры не единичны и не только скинхеды совершают погромы. За рубежом и в России множество объединений, группировок и сект, которые пропагандируют расизм и ксенофобию.

 

Заключительная часть занятия(10 минут)

Цели. Завершение встречи, получение обратной связи, планирование следующей встречи.

Материалы. Диктофон или тетрадь и ручка.

Содержание. Встреча подходит к концу. Ведущий передаёт диктофон по кругу или записывает в тетрадь высказывания и предложения участников тренинга и просит подростков оценить занятие по пятибалльной шкале и выразить своё мнение о занятии. Несколько обучающихся остаются для подведения итогов занятия и выражают свои пожелания.

Занятие 6

«УЧИМСЯ НЕ ПРИКЛЕИВАТЬ ЯРЛЫКИ»

Вводная часть(15 минут)

Ведущие приветствуют всех участников и благодарят за то, что все собрались, коротко подводят итог предыдущей встречи, делают сообщение о программе дня.

Спрашивают участников о настроении, задавая вопрос: «На какой фрукт похоже настроение?». Участники говорят о своем настроении.

Перед началом упражнений вы можете рассказать притчу:

Известен эксперимент с обезьяной, которую научили гасить огонь на плоту, заливая костер водой из кружки. Когда однажды в кружку не налили воды, обезьяна оказалось беспомощной. Ей не пришло в голову зачерпнуть воду за бортом. Человек отличается от животного тем, что у него есть сознание. У него есть свое «Я». Особое чувство своей отдельности, неполной слитности с другими. Есть понимание своего места, своих прав и обязанностей среди окружающих людей. У человека есть способность испытывать такие глубокие личные переживания, как любовь, сострадание, стыд, обида, ревность. И, что важнее всего, есть способность изменять свое поведение и направлять собственные поступки.

Прежде чем начать, изучите данные статистики по наркомании в своем регионе, данные по подросткам. Необходимо знать, где можно получить консультацию нарколога, время работы этого учреждения, адрес, телефон.

 

 

Упражнение «Приветствие» 15 мин

Цель. Установление доброжелательной атмосферы в группе.

Содержание. Часто мы относимся к приветствиям как к формальностям. Всем знакома ситуация, когда на вопрос «Как дела?» следует ответ - «Нормально». Так же часто можно услышать приветствие, похожее на это: «Привет, я тебе хочу такую новость сообщить - ногу сломал!» Как будто это самая приятная новость за последнее время в жизни этого человека.

Ведущий просит участников поприветствовать своего соседа и сообщить ему самую хорошую новость прошлой недели. Каждый говорит: «Я приветствую тебя и сообщаю хорошую новость ...», и продолжает фразу.

Упражнение «Мне хотелось бы получить»

(15 минут)

Цели. Высказать свои ожидания от встречи и узнать ожидания других участников.

Материалы. Лист ватмана, фломастеры.

Содержание. Ватман закрепляется на стену, каждый участник пишет на нем свое имя и свои ожидания, то, что ему хотелось бы получить от этой встречи.

Упражнение «Приклеивание ярлыков» (15 минут)

Цель. Осознание вреда осуждения и приклеивания ярлыков.

Материалы. Карты, фломастеры, булавки.

Содержание. Участники приветствуют друг друга в соответствии с ярлыком, какой на них приклеен. Прежде чем начать это упражнение, каждый должен пообещать ведущему, что будет точно следовать его инструкциям.

Каждый участник получает по две карты и пишет на одной из них характеристику человека с хорошим поведением, на другой - характеристику человека с плохим поведением. Например, «помогает людям», «любит шутки», «добрый» или «алкоголик», «наркоман», «преступник». После этого карты собираются, перемешиваются и кладутся в центре круга. Ведущий вместе с одним участником вытаскивают по одной карте и прикрепляют ее с помощью булавки на спину каждого участника таким образом, чтобы тот не видел, какая карта у него на спине. Ведущим тоже приклеивают карты, желательно с плохой характеристикой.

Все встают, передвигаются по комнате и приветствуют друг друга в соответствии с тем, какая карта на спине. Ведущий просит участников точно выражать свое приветствие, постараться выразить свое желание или нежелание общаться с этим человеком.

Когда все поздороваются и сядут в круг, каждый пытается угадать, какие слова есть на его карте, не глядя на нее.

Далее ведущий предлагает открыть рабочие тетради участников тренинга (Часть II, стр. 10) и ответить на вопросы: какими были ваши чувства, когда вы здоровались с хорошим человеком? А с плохим? Как другие обращались к вам и почему?

 

 

Что вы при этом чувствовали? Чему мы научились через это упражнение? Как это связано с отношением общества к ВИЧ-положительным и наркозависимым людям? Как можно связать это упражнение с проблемой дискриминации ВИЧ-положительных и наркозависимых людей?

Цель этого упражнения в том, чтобы каждый на себе мог ощутить ситуацию, в которой оказываются наркозависимые и ВИЧ-положительные люди. Приклеивая ярлык на кого-либо, мы, в свою очередь, получаем точно такой же ярлык.

Это упражнение может вызвать негативную реакцию у некоторых участников. Поэтому необходимо предусмотреть это и предложить позитивный выход из упражнения. Например, собрать все плохие карты, порвать их и выбросить в мусорную корзину. Это действие символизирует, что все плохое удалено из круга. Можно также проговорить, что это была всего лишь игра.

Обсуждение.


 

Упражнение «За кругом»(10 минут)

Цель. Помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.

Содержание. Нечётное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом.

Инструкция. Участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг.

Продолжительность игры 10 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.

Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми, и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.).

Заметки для ведущего. Дискриминация, как ущемление прав меньшинства, достаточно широко распространена в нашем обществе. Причём, в случае с наркозависимостью, дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства, (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряжённость, отчуждение, ещё больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.

 

Упражнение «Ответственность» 10 мин

 

Цель. Помочь подросткам почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.

Содержание. Участникам предлагается открыть рабочую тетрадь участника тренинга (Часть II, стр. 10), где напечатаны незаконченные предложения. Эти предложения необходимо закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце даётся время для того, чтобы всё завершить.

-          Быть ответственным для меня означает....

-          Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые...

-          Безответственные люди - это...

-          Свою ответственность к другим людям я проявляю через...

-          Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжёл для меня - это...

-          Ответственного человека я узнаю по...

-          Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

-          Я побоялся бы нести ответственность за...

-          Быть ответственным по отношению к самому себе - это...

-          Я несу ответственность за...

Далее проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим».

 

Заметки для ведущего. Приведённая ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе.

 

 

 

 

Когда я чувствую ответственность за других

Когда я отношусь ответственно к другим

 

я....

 

я...

демонстрирую эмпатию

(сопереживание, пони-

мание чувств)

подбадриваю

делюсь

конфликтую

слушаю

 

исправляю

 

 

защищаю

 

 

спасаю

 

 

контролирую

 

 

перенимаю их чувства

 

 

не слушаю

 

 

 

 

 

Я чувствую...

 

Я чувствую...

 

усталость

 

уравновешенность

 

тревогу

 

свободу

 

страх

 

осознанность

 

неуравновешенность

 

 

самоценность

 

 

Я беспокоюсь о...

решении

деталях

ответах

обстоятельствах

том, чтобы не ошибиться

исполнении

 

Я беспокоюсь...

о человеке

о чувствах

с человеком

 

Я манипулятор, т.е. использую других

 

Я верю, моего присутствия с другим человеком достаточно.

 

Я думаю, что человек живёт в соответствии с моими ожиданиями.

 

Я помощник/проводник, т.е. сопровождаю другого

 

 

 

Я думаю, человек сам отвечает за себя и за свои поступки.

 

 

 

Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть.

 

 

Заключительная часть

(10 минут)

Цели. Завершение встречи, получение обратной связи, планирование следующей встречи.

Материалы. Диктофон или тетрадь и ручка.

Содержание. Встреча подходит к концу и заканчивается она как обычно. Сначала оценка занятия. Ведущий передаёт диктофон по кругу или записывает высказывания подростков в тетрадь и просит участников оценить занятие, продолжая фразу «Мои ожидания от этого занятия ...»

Один или два подростка остаются для подведения итогов. Каждое упражнение оценивается по пятибалльной системе по критериям: содержание, интерес, полезность, работа ведущего. Предлагаются другие варианты упражнений.

 

Занятие 7

«МЕРА ЗАВИСИМОСТИ. МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ
РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Упражнение «Четыре королевства»

(20 минут)

Цели. Деление на малые группы, разминка.

Материалы. Таймер (часы).

Содержание. Участники группы встают и начинают передвигаться по комнате. По хлопку ведущего участники приветствуют друг друга рукопожатием. Делают это молча, и считают количество рукопожатий. По второму хлопку ведущего игра останавливается. Задача участников набрать как можно большее количество рукопожатий и запомнить их количество.

Далее ведущий просит построиться в шеренгу, начиная с участника, у которого наименьшее количество рукопожатий, до участника, набравшего наибольшее количество рукопожатий. Потом ведущий делит шеренгу на четыре равные части. Из набравших меньше всего рукопожатий формируется группа, и ей дается название «Спокойные». Из набравших большее количество рукопожатий формируется группа «Энергичные». Оставшиеся участники делятся на две группы, которым дается название «Золотая середина».

Эти четыре группы будут королевствами. Задание: без слов, только с помощью мимики и жестов, договориться внутри группы, как будет называться королевство, кто будет им управлять, и какие в этом королевстве будут законы. Задается время 15 минут.

Обсуждение. Королевства по очереди представляют себя с помощью пантомимы. Задача остальных - узнать, как называется королевство, кто там правит и какие там законы.

Во время работы над заданием следить за соблюдением правила договариваться молча.

Упражнение «Мера зависимости»

(50 минут)

Цели. Осознание вреда зависимостей, определение меры зависимости.

Материалы. Рабочие тетради участников тренинга, ватман, фломастеры, таймер (часы). В рабочих тетрадях участника тренинга (Часть II, стр. 12) выполняется задание в виде ответов на вопросы:

  • Какие бывают привычки и зависимости?
  • Для чего нужны зависимости?
  • С чего начинаются зависимости?
  • Как вы понимаете, слова «не можешь отвязываться, не привязывайся»?
  • Определите количественно меру этих зависимостей.
  • Как эта тема и наше обсуждение связано с основной целью сегодняшнего дня и главными вопросами нашего семинара?

Задается время 50 минут. Малые группы переходят для обсуждения за отдельные столы. Свои ответы на вопросы группы записывают в рабочую тетрадь.

Участники малых групп садятся в круг рядом. Один представитель от каждой группы делает сообщение.

 

Обсуждение.

После каждого сообщения ведущий просит участников малой группы, чей вариант обсуждается, дополнить сообщение. Затем просит других участников задавать короткие уточняющие вопросы, не вступая в долгие дискуссии, так как общая дискуссия будет после представления всех вариантов.

Дискуссия. Как работалось в малой группе? Кто был лидером? Какие сходства и различия можно отметить в каждом из вариантов? Можем ли мы составить один общий вариант?

Результаты работы можно оформить двумя способами:

а)       выделив фломастерами по несколько пунктов из каждого варианта;

б)      оформив общий плакат, с включением в него по несколько пунктов из каждого варианта.

Ведущие благодарят всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу и еще раз проговаривают главные моменты. Говорят о том, что основные причины пагубных зависимостей - желание снять напряжение и депрессию или недостаток других средств и способов получения удовольствия.

Заметки для ведущего. Подготовить к следующей встрече результаты работы малых групп в виде раздаточных материалов.

Тема «Профилактика зависимостей»

Основная цель любой качественной профилактической программы заключается в убеждении людей добровольно и на длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным.

Однако добровольный отказ от устойчивых привычек не происходит сразу, а представляет собой поэтапный процесс, довольно длительный по времени.

На основе исследования психологических особенностей отвыкания людей от различных зависимостей (табакокурения, алкоголизма, наркомании и других) были выявлены общие закономерности, характерные для всех случаев успешного изменения поведения. Эти закономерности объединены в единую модель.

МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Этапы:

  1. Не задумывается
  2. Начинается задумываться
  3. Готов действовать
  4. Действует
  5. Получает устойчивый результат

 

 

Человек в процессе изменения проходит пять этапов, на каждом из которых ему требуется соответствующая информация и поддержка. Чем дальше он продвинулся на пути изменений, тем меньше риск негативных последствий.

Этап 1. Не задумывается о том, что привычное поведение может быть опасным. Требуется привлечь внимание, шокировать, подвести к осознанию собственного риска.

Этап 2. Начинает задумываться. Требуется сообщить конкретную информацию о степени риска, помочь проанализировать изменение привычного поведения, все «за» и «против».

Этап 3. Готов действовать. Требуется обучить новым навыкам и методам самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций.

Этап 4. Действует. Требуется создать систему самостоятельной, взаимной и профессиональной поддержки. Найти способ изменить вредную зависимость на полезную зависимость.

Этап 5. Получает устойчивый результат. Требуется выработать чувство гордости за достигнутое, постоянно ощущать поддержку близких людей.

Социальная реклама, плакаты, видеоклипы эффективны, главным образом, на первом этапе, так как помогают людям задуматься о проблеме. Далее, для изменения поведения требуется более конкретная информация: печатные материалы, телефон доверия, консультации специалистов. Для достижения стабильных результатов нужны группы взаимопомощи, социально-психологические службы, целенаправленная работа с окружением, родными и близкими.

Без учета этих психологических особенностей профилактическая работа по изменению поведения может остаться на уровне 1 -го и 2-го этапов, когда часть людей даже не задумывается о том, что подвергает себя опасности, а другая часть, хотя и задумывается, но не предпринимает никаких шагов для изменения такого положения.

Домашнее задание «А ну-ка продержись!»Ведущие предлагают участникам отказаться от просмотра телевизора на как можно больший период времени. «Все мы любим смотреть телевизор, и делаем это каждый день. Способны ли мы не смотреть его хотя бы несколько часов? Дней? Недель? Хватает ли у нас силы воли изменить свое поведение?»

Совет участникам. При выполнении задания желательно заручиться поддержкой близких, чтобы они помогли следить за выполнением этого задания. Можно устроить семейное соревнование, ввести премии за успешное выполнение.

Упражнение «Испорченный телефон»

(10 минут)

Цели. Наглядно показать, как искажается информация и появляются слухи.

 

Содержание. Участники передают шепотом друг другу фразу. Последний из круга проговаривает эту фразу вслух. Затем свою фразу говорит тот, кто начал это задание. Фразы сравниваются, отмечаются различия.

Обсуждение. Часто ли то, с чем нам приходится встречаться в жизни, похоже на это упражнение? Приведите примеры.

Фразу можно составить подлиннее и посмешнее. Например: «Многие непослушные люди или дети похожи на баранов или бананы».

Завершение занятия (10 минут)

Цели. Завершение встречи, получение обратной связи, планирование следующей встречи.

Материалы. Диктофон, рабочая тетрадь участника тренинга.

Содержание. Встреча подходит к концу, и заканчивается она как обычно.

Сначала оценка дня. Ведущие передают диктофон по кругу и просят участников оценить весь день, продолжая фразу «У меня вызвало положительные эмоции то, что...»

Затем участники договариваются о времени следующей встречи. Один - два желающих остаются для подведения итогов.

Заметки для ведущего. Каждое упражнение оценивается по пятибалльной системе по критериям: содержание, интерес, полезность, работа ведущего. Обсуждаются варианты изменения некоторых упражнений.

 

Глава II

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Занятие 8

РЕФЛЕКСИЯ.

Вводное упражнение «Подарки»

(20 минут)

Цели. Разминка, создание доброжелательной атмосферы.

Содержание. Выбирается доброволец на роль именинника, и ему предлагается сесть на самое почетное место в круг. Ведущий описывает ситуацию, когда вся группа приглашена в гости на день рождения к выбранному человеку. На день рождения принято приходить с подарком. Поэтому нужно придумать этот подарок, так, чтобы он подходил именно для этого именинника. Затем, по очереди, каждый из участников группы подходит к имениннику и вручает ему воображаемый подарок. Остальные участники угадывают, что это был за подарок.

После вручения всех подарков именинник делится своими ощущениями и эмоциями.

Заметки для ведущего. Попросить участников тщательно выбирать подарки и не торопиться при вручении. Если есть время, можно выбрать еще двух-трех именинников. На роль именинников желательно выбрать самых стеснительных участников.

Обсуждение упражнения.

Упражнение «Рисунок»

(20 минут)

Цель. Выразить настроение через рисование.

Материалы. Альбомные листы для рисования, краски, кисти, стаканы с водой, салфетки, папка для рисунков.

Содержание. Ведущий раздаёт материалы и просит в произвольной форме изобразить свое настроение. Каждый выбирает себе место для рисования. Время не задается.

Готовые картины помещаются в круг. Во время обсуждения ведущие просят каждого рассказать о своем настроении. По завершении благодарят всех за участие в этой работе и помещают рисунки в папку.

Обсуждение.

Заметки для ведущего. Ведущему необходимо принять участие в этом упражнении.

 

Упражнение «Пожалуйста»

(10 минут)

Цель. Научиться реагировать только на вежливые обращения в свой адрес.

Содержание. Все встают в круг, внимательно слушают команды ведущего и выполняют те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если слова «пожалуйста» в команде нет, то выполнять ее не надо. Пример: «Поднимите руки, пожалуйста. Опустите, пожалуйста, руки. Наклоните голову, пожалуйста. Поднимите голову. Поднимите левую ногу, пожалуйста» и т.д. Ведущий поздравляет тех, кто ни разу не ошибся.

Это упражнение показывает, что невежливые, директивные команды, высказанные в наш адрес, мы не обязаны выполнять. Если позволяет время, дать возможность каждому участнику побыть ведущим.

Обсуждение.

Упражнение «Портрет»

(20 минут)

Цель. Показать зависимость нашего восприятия от установок и предубеждений.

Материалы. 3 одинаковых портрета.

Содержание. Группа делится на три равные части, и каждой дается портрет для работы. Первой группе говорится, что на портрете изображен добрый человек. Второй группе говорится, что на портрете изображен преступник. Третья группа не получает никаких сведений об этом человеке. Задание первым двум группам - найти в лице человека черты, подтверждающие ту информацию, которую они получили. Группы должны описать человека более полно, представив себе его характер и судьбу. Задание каждой группе дается отдельно, так, чтобы его не слышали другие группы. Время 15 минут.

Обсуждение. Группы представляют свое описание, причем «нейтральная» группа должна быть последней. Ведущие сравнивают это упражнение с игрой «Приклеивание ярлыков» и говорят о том, что наше восприятие очень сильно зависит от различных установок и предубеждений.

Рефлексия (20 минут)

Цель. Получение обратной связи.

Содержание. Участники делятся впечатлениями о тренинге. Каждый участник говорит о том, чему он научился на тренинге, о результатах, которые он получил для себя лично и о том, как полученный опыт может помочь ему в будущем.

Обсуждается возможность дальнейших встреч. Ведущий предлагает каждому участнику подумать и решить для себя, возможны ли встречи таким составом, в виде постоянно действующей группы, в целях обсуждения значимых тем и поддержка друг друга.

 

 

Заключение

Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростков оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения наркотической зависимости и психологические особенности подростков, а также особенности их окружения в семье, колледже, неформальных группах.

Склонность некоторых обучающихся   к приёму психоактивных веществ определяется, прежде всего, проблемами становления личности: формирование патохарактерологических черт при неадекватном воспитании в семье; нарушением эмоционально-волевой сферы; несформированностью контролирующего начала; инфантильностью подростков; заниженной самооценкой в сочетании с высоким уровнем притязаний; неумением общаться; конфликтностью; агрессивностью; низкой стрессоустойчивостью.

Проведение тренингов с целью профилактики формирования наркотической зависимости у подростков является одним из важнейших компонентов коррекционной работы педагогов-психологов.

Необходимость внедрения инновационных педагогических и психологических технологий определяется высоким риском наркотизации молодёжи и малой эффективностью старых методов борьбы с зависимостями.

Изучение позитивного опыта в борьбе с наркозависимостью в  ОУ, разработка новых антинаркотических программ (тренинговых, коррекционных) даст возможность сократить число обучающихся, склонных к употреблению наркотических веществ.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М., 2003.
  2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000.
  3. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. - СПб.: Издательство «Речь», 2001.
  4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - М., 2003.
  5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М, 2004.
  6. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». - СПб.: Издательство «Речь», 2006.
  7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2006. - 192с.
  8. Макеева А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. - М., 2000.
  9. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007.
  10. Менделевич ВД. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. - М.: МЕД- пресс, 2001.
  11. Основные кодексы и законы РФ. - СПб., 2002.
  12. Пономарёва Н., Пономарёв К. Наведение мостов - СПб: «Ребёнок - здоровье, развитие, творчество», 2000.
  13. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток; нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII /Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2005. - 359 с.
  14. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб, пособие для студ. Высш. учеб, заведений/ Под общ. ред. Галагузовой. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
  15. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Издательство «Речь»